Китайская культура была одной из немногих, развивших сложную систему астрологии, совершенно независимую от месопотамских влияний, (Месопотамская астрология является отправным пунктом и для западной астрологии, и для индийской). Подобно тому, как популярная астрология на Западе использует знания о двенадцати солнечных знаках, так и представления большинства людей, знакомых с китайской астрологией, основываются на" двенадцати «годовых знаках» животных. Многие тонкости, свойственные традиции, утрачены даже в среде китайских астрологов после Золотого века (во время правления династий Чоу и Хань), но некоторые современные астрологи пытаются воскресить китайскую астрологию. Сегодняшняя ситуация в значительной степени зависит от дискуссии, развернутой в книгах Дерека Уолтерса «Китайская астрология» и «Записки китайской астрологии».
Вполне очевидно, что китайская система значительно отличается от систем, происшедших от месопотамской астрологии. Во-первых, китайцы группируют звезды в совершенно иные созвездия. Во-вторых, китайцы располагают небесные тела с учетом небесного северного полюса и небесного экватора (называемого китайцами Красный путь), а не относительно эклиптики (Желтый путь). В-третьих, если западные системы выделяют положение планет вдоль эклиптики, то китайцы традиционно отдают предпочтение расположению Луны в дневных лунных домах (разновидность 28-знакового лунного зодиака). В-четвертых, китайцы придают значение общему виду планет, видоизмененному атмосферой Земли, то есть, в отличие от западных астрологов, которые изучают звезды лишь опосредованно - по таблицам, традиционные китайские астрологи продолжают постоянно наблюдать небеса. В вопросах, по которым возникло расхождение в культурных традициях, естественно, проявились и различия между астрологическими системами. Например, четыре классических элемента в западном мире - земля, воздух, огонь и вода - сравнивались и при этом противопоставлялись пяти элементам восточно-азиатской философии - земле, огню, воде, металлу и дереву. Китайцы ассоциировали эти пять элементов с пятью видимыми планетами: Сатурном (земля), Марсом (огонь), Меркурием (вода), Венерой (металл) и Юпитером (дерево). Значения, приписываемые китайцами первым трем планетам, с трудом можно сравнить с их значениями в западных системах. Однако Юпитер (планета дерева) ассоциируется с рождением и весной; эти ассоциации отличают значение китайского Юпитера от западного Юпитера. А Венера, как планета металла, ассоциируется с воинственными, мужскими характеристиками; эти черты не свойственны западной Венере.
Как и все традиционные цивилизации, китайцы проявляют интерес к предсказаниям (они всегда имели особенно стойкий интерес к пророчествам). К примеру, некоторые наиболее ранние письменные источники китайской цивилизации созданы на так называемых «костях дракона» - исписанных кусочках черепахового панциря, использовавшихся издревле для ворожбы. В современный период одним из самых широко распространенных инструментов прорицания является книга «И Цзин» («Книга Перемен»), традиционный китайский трактат, снискавший популярность в западном мире. Однако «И Цзин» является гораздо большим, нежели просто средством предсказаний. Кверенты хотят знать не только, как будет разворачиваться будущее, но также, как и когда им нужно действовать. Подобное беспокойство проявляется и в традиционной китайской астрологии, однако она больше обеспокоена предсказанием будущего и определением подходящего для действий времени, чем пониманием свойств личности.
Двадцать восемь лунных домов, например, особенно важны для определения того, какие действия наиболее благоприятны в данный день. Эти дома могут быть использованы различными способами. В одном подходе, применяющемся в вычислениях китайских астрологов, дома управляют каждым днем по порядку.
Дома традиционно группируются по четырем категориям в соответствии с четырьмя фазами Луны: Зеленый Дракон Весны, Черная Черепаха Зимы, Белый Тигр Осени и Красная Птица Лета. |